Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.

Будучи нейропсихологом – дефектологом и ежедневно работая с детьми с теми или иными отклонениями, я невольно стал следить за методиками преподавания английского языка. Будучи так же выпускником лингвистического университета и преподавая иностранные языки в различных учебных заведениях, я не особо обращал внимания на вещи, которые в принципе можно назвать «околоязыковыми». И только после детального и профессионального проникновения в такие научные дисциплины как нейрофизиология, нейропсихология, дефектология и пульмонология я стал большее внимание обращать на то, чему я учу, как я учу и каких результатов возможно добиться.

Если раньше вопрос обучения английского языка сводился к тому, чтобы как можно интереснее и понятнее передать информацию обучающемуся с разного рода играми, разговорами и подобным, то в последние 3—4 года ситуация для меня коренным образом изменилась. Я бы даже сказал, что она продолжает меняться, по мере моего прогресса в нейропсихологии, возможностей, функционирования человеческого мозга, всех его анализаторов.

Самое главное решение, которые пришло ко мне за время моей практики – это не разумность заниматься либо только индивидуально, либо только в группах. Физиологическая потребность человека это совмещать два этих вида занятий, тем более в английском языке. Поясню свое мнение.

На первом этапе, когда человек только приступает к занятиям иностранному языку, самый существенный барьер для него психологический, и от того насколько безболезненно он его пройдет и будет зависеть эффективность его дальнейшего обучения языкам, в частности английскому. Степень психологического страха перед изучения иностранного языка у всех индивидуальный. Он может усугубляться разного рода неврологическими дефектами (самый частый из них — заикание) и психологическими комплексами. Не редки случаи, когда человек, будучи стеснительным и скромным, имеющий проблемы в общении с людьми, адаптации к коллективу, приходил на курсы и после некоторого времени еще больше занижал свою самооценку, сравнивая себя «неудачника» с задней парты, боящегося переспросить непонятную информацию с лидерами группы, и в результате полностью отстающего от основной группы, которая благодаря «звездочкам» уверенно идет вперед, не обращая внимания на отстающих, которые сами (!) в свою очередь не хотят себя проявлять. И именно в этих моментах преподаватель перестает быть просто преподавателем и должен стать хорошим психологом и объяснить отстающим студентам, что не стоит себя сравнивать с другими, стоит сравнивать себя с самим собой, но вчера, и радоваться всем достигнутым результатам.

Зачастую этого не происходит, потому что в силу сложности работы с группой, гораздо проще ориентироваться на сильных студентов (это практически в 90%), которые и схватывают все сразу и отвечают всегда правильно, а средние и отстающие студенты как правило, остаются в тени, либо участвуют в занятиях в гораздо меньшей степени, чем «звездочки».

Ориентироваться надо, конечно же, на самое слабое звено группы и работать строит вокруг них. Во-первых: это более детальное объяснение материала с разных сторон («если не понял так, давай попробуем посмотреть на это с другой стороны»). Это дает уверенность в том, что потраченное время на более слабых учеников, многократно усилит понимание более сильных студентов, которые поняли немного раньше, но получили объяснение того же самого вопроса еще и с другого ракурса и более простым языком, именно так как нужно для понимания самому слабому студенту, или группе отстающих обучающихся.

К сожалению, ориентиры на слабого студента группы, встречаются достаточно редко, так как требует от преподавателя огромного количества терпения, вариативности мышления и поиск того самого, что позволит ученику понять мысль преподавателя. Именно поэтому, разумно и целесообразно оценивать преподавателя не по результатам с сильными студентами, а по результатам работы со слабыми учениками, к которым и нужен, в первую очередь, особый психологический и если хотите «дипломатический» подход.

С одной стороны фраза «психологический подход» звучит достаточно стандартно. Мы все в бытность студентами проходили в институтах такой предмет как «психология» и его вариаций. Вроде бы все максимально понятно, но на практике мало кто собственно психологию использует. Почему? Просто потому, что не стоит цель подготовить человека к изучению нового, не родного для него языка. Цель стоит посредством разных коммуникативных методов, игр и других вещей (в которых многие участвуют просто потому, что так надо, «деньги то заплачены») передать информацию от человека к человеку, не обособляя его индивидуальные возможности, знания, умения и навыки, не учитывая его психологических слабых сторон.

Деление на сильных и слабых студентов, первая и самая страшная ошибка для преподавателей. Дело не количестве переданной информации на английском языке в единицу времени, дело в качестве ее запоминания и использования. Возможно, многие это понимают, но зачастую стесненные временными рамками и, будучи заложниками «отличной» программы, которую в эти временные рамки надо, во что бы то ни стало, уложить, оставляют за бортом тем самых середнячков и отстающих, которым на то, чтобы понять и осмыслить материал надо чуть больше времени в силу физиологических и психологических особенностей. И как результат, с течением времени, разрыв между теми, кто в авангарде и теми, кто в хвосте образуется существенный.

И тут я еще раз подчеркну свою мысль, работая в группе, надо настраивать каждого обучающегося таким образом, чтобы он не сравнивал себя с другими в данной группе, что чревато усилением комплексов и понижением собственной самооценки, а сравнивал себя с самим собой до начала занятий, сравнивал себя с самим собой «вчера». Так и только так обучающийся сможет реально оценить свой личный прогресс в обучении английскому языку, как впрочем, и в других дисциплинах.

Основные тезисы, на которые хотелось бы обратить внимание:

1. 1. Ориентация на самого слабого ученика и построение разносторонних объяснений, для его понимая темы, ведет к пониманию материала всей группой, и уравнивание шансов на успех каждого его участника. «Сильный студент закрепляет – слабый студент понимает». И тот и другой на одинаковом уровне.




2. 2. Психологический настрой каждого участника на собственные результаты без сравнения с кем-то из группы элиминирует возможность помех или усиления комплексов у студентов с более медленной скоростью восприятия материала.




3. 3. Разделение на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых» неминуемо приведет к тому, что студенты которые попали в эти низкие группы просто закроются, потому что, с психологической точки зрения, они более чувствительны к таким проявлениям разделения, и обязательно это заметят.




М
Мерзляков Денис Владимирович
преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук
нейропсихолог, дефектолог


Авторская страничка: http://www.rech.wallst.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:45 25.03.2017 220z.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Социальная армянская сеть 220z.ru

Социальная армянская сеть 220z.ru


Ваши детские или уже вполне зрелые годы проходили в Армении, а теперь вы по каким-то обстоятельствам проживаете в другой стране? Не отчаивайтесь найти старых друзей, одноклассников, коллег по работе, ...


Регистрация фискальных регистраторов в налоговой. Польза вашей фирме.

Регистрация фискальных регистраторов в налого...


В наши дни на рынке существуют довольно разнообразные кассовые устройства, которые различны по множеству характеристик, в том числе и по внешнему виду, по опциям, а кроме того по назначению. Выбирая ...


Нет времени делать диссертацию на самостоятельно?

Нет времени делать диссертацию на самостоятел...


Процесс написания диссертации на заказ как таковой занимает много времени и денег, и если есть возможность написать что-нибудь поистине свежее - это большой успех, который должен должным образом оплач...


Вкусные рецепты: Яблоки, запеченные с творогом, салат "министерский", Салат с курицей и ветчиной «Русская красавица»

Вкусные рецепты: Яблоки, запеченные с творого...


Яблоки, запеченные с творогомЯблоки разрезать пополам, осторожно вынуть сердцевину. Творог смешать с яйцом, сахаром, изюмом, орехами, щепоткой ванилина или корицы. Подготовленной массой начинить яблок...


Не родись красивой, а родись счастливой: как связано одно с другим?

Не родись красивой, а родись счастливой: как ...


Она сильней богов, людей, огня и стали. Пьер де Ронсар Установлено, что существует закономерность между красотой человека и тем, как складывается его судьба. Внешняя привлекательность как мужчин, так ...


Как создать эффективный сайт

Как создать эффективный сайт


Создание грамотного сайта — большой и трудоемкий процесс. Кроме предоставления исчерпывающей информации и ее подходящего дизайна, придется провести еще целый комплекс работ, включающий грамотное расп...


Познавательное

Программа для раскрутки сайтов CS Yazzle

Программа для раскрутки страниц сайта CS Yazzle специализирована для облегчения труда SEO-профессионалов сообразно разбору (учету) ссылочной массы для раздельно взятого продвигаемого сайта либо запр...

Вкусные рецепты: гречневые котлетки, Салат "Ш

гречневые котлеткилук мелко порезать,обжарить на растительном масле,сыр потереть на мелкой терке,чеснок мелко порубить,смешать все приготовленные ингредиенты с гречкой,добавить яйца,добавить специи. С...

Он будет видеть

Этот случай произошёл на перемене в школе одного из российских городов. Десятиклассники резвились. Мальчишку окликнули, он обернулся, и в это момент в его сторону полетел острый пластиковый угольник. ...

Доза-Агро: особенности производства и применения п

Премикс - однородная смесь биологически активных веществ в наполнителей. Эту смесь применяю при производстве готовых комбикормов, кормосмесей, а также в качестве самостоятельного компонента рациона. В...

Как увеличить свои доходы в несколько раз?

Большинству из нас известен принцип «сколько денег в голове, столько денег в кошельке». И многие даже соглашаются с этим выражением. Но вот как применить этот принцип на практике, как нау...

Анализ Тюменского рынка создания сайтов

На Тюменском рынке создания сайтов только 10% из всех фирм могут качественно предоставлять заказчикам данную услугу – остальные фирмы – «шлак» (делают сайты среднего или низкого качества). Т. е в осн...

Танцевальный коврик - революция в танце

Танцевальная видеоигра Dance Dance Revolution – это уникальный продукт, изобретенный японскими учеными в 1998 году, представленный в виде игровых автоматов-платформ. Это развлечение произвело переворо...

Видео няня

Как совместить присмотр за ребенком с домашней работой или отдыхом? Правильнее всего будет воспользоваться Видео няней. Видео няня – это портативная домашняя система видеонаблюдения. Основное назначе...

Вкусные рецепты: Курица в йогуртово-соевом соусе,

Курица в йогуртово-соевом соусеВсе составляющие для маринада смешать. За счет жирного йогурта маринад должен получиться густым. Мед должен полностью раствориться. Залить курицу. Посолить, поперчить. О...

Серьги: что мы о них знаем? Для милого дружка - се

Традиция украшать себя различными предметами, прокалывая уши, появилась очень давно. Ещё в первобытные времена люди протыкали мочки ушей или носовую перегородку длинными тонкими костями, и первые сер...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и увлекательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.