Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.

Будучи нейропсихологом – дефектологом и ежедневно работая с детьми с теми или иными отклонениями, я невольно стал следить за методиками преподавания английского языка. Будучи так же выпускником лингвистического университета и преподавая иностранные языки в различных учебных заведениях, я не особо обращал внимания на вещи, которые в принципе можно назвать «околоязыковыми». И только после детального и профессионального проникновения в такие научные дисциплины как нейрофизиология, нейропсихология, дефектология и пульмонология я стал большее внимание обращать на то, чему я учу, как я учу и каких результатов возможно добиться.

Если раньше вопрос обучения английского языка сводился к тому, чтобы как можно интереснее и понятнее передать информацию обучающемуся с разного рода играми, разговорами и подобным, то в последние 3—4 года ситуация для меня коренным образом изменилась. Я бы даже сказал, что она продолжает меняться, по мере моего прогресса в нейропсихологии, возможностей, функционирования человеческого мозга, всех его анализаторов.

Самое главное решение, которые пришло ко мне за время моей практики – это не разумность заниматься либо только индивидуально, либо только в группах. Физиологическая потребность человека это совмещать два этих вида занятий, тем более в английском языке. Поясню свое мнение.

На первом этапе, когда человек только приступает к занятиям иностранному языку, самый существенный барьер для него психологический, и от того насколько безболезненно он его пройдет и будет зависеть эффективность его дальнейшего обучения языкам, в частности английскому. Степень психологического страха перед изучения иностранного языка у всех индивидуальный. Он может усугубляться разного рода неврологическими дефектами (самый частый из них — заикание) и психологическими комплексами. Не редки случаи, когда человек, будучи стеснительным и скромным, имеющий проблемы в общении с людьми, адаптации к коллективу, приходил на курсы и после некоторого времени еще больше занижал свою самооценку, сравнивая себя «неудачника» с задней парты, боящегося переспросить непонятную информацию с лидерами группы, и в результате полностью отстающего от основной группы, которая благодаря «звездочкам» уверенно идет вперед, не обращая внимания на отстающих, которые сами (!) в свою очередь не хотят себя проявлять. И именно в этих моментах преподаватель перестает быть просто преподавателем и должен стать хорошим психологом и объяснить отстающим студентам, что не стоит себя сравнивать с другими, стоит сравнивать себя с самим собой, но вчера, и радоваться всем достигнутым результатам.

Зачастую этого не происходит, потому что в силу сложности работы с группой, гораздо проще ориентироваться на сильных студентов (это практически в 90%), которые и схватывают все сразу и отвечают всегда правильно, а средние и отстающие студенты как правило, остаются в тени, либо участвуют в занятиях в гораздо меньшей степени, чем «звездочки».

Ориентироваться надо, конечно же, на самое слабое звено группы и работать строит вокруг них. Во-первых: это более детальное объяснение материала с разных сторон («если не понял так, давай попробуем посмотреть на это с другой стороны»). Это дает уверенность в том, что потраченное время на более слабых учеников, многократно усилит понимание более сильных студентов, которые поняли немного раньше, но получили объяснение того же самого вопроса еще и с другого ракурса и более простым языком, именно так как нужно для понимания самому слабому студенту, или группе отстающих обучающихся.

К сожалению, ориентиры на слабого студента группы, встречаются достаточно редко, так как требует от преподавателя огромного количества терпения, вариативности мышления и поиск того самого, что позволит ученику понять мысль преподавателя. Именно поэтому, разумно и целесообразно оценивать преподавателя не по результатам с сильными студентами, а по результатам работы со слабыми учениками, к которым и нужен, в первую очередь, особый психологический и если хотите «дипломатический» подход.

С одной стороны фраза «психологический подход» звучит достаточно стандартно. Мы все в бытность студентами проходили в институтах такой предмет как «психология» и его вариаций. Вроде бы все максимально понятно, но на практике мало кто собственно психологию использует. Почему? Просто потому, что не стоит цель подготовить человека к изучению нового, не родного для него языка. Цель стоит посредством разных коммуникативных методов, игр и других вещей (в которых многие участвуют просто потому, что так надо, «деньги то заплачены») передать информацию от человека к человеку, не обособляя его индивидуальные возможности, знания, умения и навыки, не учитывая его психологических слабых сторон.

Деление на сильных и слабых студентов, первая и самая страшная ошибка для преподавателей. Дело не количестве переданной информации на английском языке в единицу времени, дело в качестве ее запоминания и использования. Возможно, многие это понимают, но зачастую стесненные временными рамками и, будучи заложниками «отличной» программы, которую в эти временные рамки надо, во что бы то ни стало, уложить, оставляют за бортом тем самых середнячков и отстающих, которым на то, чтобы понять и осмыслить материал надо чуть больше времени в силу физиологических и психологических особенностей. И как результат, с течением времени, разрыв между теми, кто в авангарде и теми, кто в хвосте образуется существенный.

И тут я еще раз подчеркну свою мысль, работая в группе, надо настраивать каждого обучающегося таким образом, чтобы он не сравнивал себя с другими в данной группе, что чревато усилением комплексов и понижением собственной самооценки, а сравнивал себя с самим собой до начала занятий, сравнивал себя с самим собой «вчера». Так и только так обучающийся сможет реально оценить свой личный прогресс в обучении английскому языку, как впрочем, и в других дисциплинах.

Основные тезисы, на которые хотелось бы обратить внимание:

1. 1. Ориентация на самого слабого ученика и построение разносторонних объяснений, для его понимая темы, ведет к пониманию материала всей группой, и уравнивание шансов на успех каждого его участника. «Сильный студент закрепляет – слабый студент понимает». И тот и другой на одинаковом уровне.




2. 2. Психологический настрой каждого участника на собственные результаты без сравнения с кем-то из группы элиминирует возможность помех или усиления комплексов у студентов с более медленной скоростью восприятия материала.




3. 3. Разделение на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых» неминуемо приведет к тому, что студенты которые попали в эти низкие группы просто закроются, потому что, с психологической точки зрения, они более чувствительны к таким проявлениям разделения, и обязательно это заметят.




М
Мерзляков Денис Владимирович
преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук
нейропсихолог, дефектолог


Авторская страничка: http://www.rech.wallst.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:45 25.03.2017 220z.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Хурма — слива богов. Полезные свойства хурмы

Хурма — слива богов. Полезные свойства ...


Плоды хурмы содержат большое количество воды, золу, белки, органические кислоты, дубильные вещества, калий, кальций, магний, фосфор, железо, много каротина. По питательным веществам хурма не уступает...


Сколково: знамя без идеи?

Сколково: знамя без идеи?


В Советском Союзе были индустриализация, научно-технический прогресс, ускорение и перестройка. В современной России, которая является правопреемником СССР, традиция продолжилась. У нас появились иннов...


Как самому сделать мангал

Как самому сделать мангал


Вы всегда мечтали о мангале у себя на заднем дворе или на даче, но для этого не хватало определенных средств, чтобы его приобрести? Не отчаивайтесь, соорудить его можно самостоятельно, главное запаст...


Методы гибки труб

Методы гибки труб


Гнутые трубы понадобятся при установке отопительных приборов, сантехники, при укладке труб в доме и т. д. Если вам не удалось приобрести уже согнутые куски труб, можно согнуть трубы в домашних условия...


Вкусные рецепты: Двухслойная творожная запеканка, Торт "Птичье молоко", Мини-фоккача с сырами горгонцолой и pикотта

Вкусные рецепты: Двухслойная творожная запека...


Двухслойная творожная запеканкаСмешать творог, манку, яйца, вишню, сахар и ванильный экстракт. Полученную смесь выложить в форму, смазанную растительным маслом, разровнять. Запекать при 175С минут 25....


деревянные двери

деревянные двери


Двери из дерева - это символ безопасности жилья и признак хорошего вкуса его обитателей. Наша специализация - изготовление дверей из массива дерева  любого уровня сложности - от строгих классичес...


Интересное

Хорошее предложение по грязезащите

Мы, покупая товар или услугу, вольны в своём выборе, и это правильно, потому что избитое выражение о соответствии цены и качества должно иметь место всегда. Без придирчивого и пытливого взгляда, без с...

Технологическое оборудование для выпуска стеклопла

Технологическое оборудование для производства стеклопластиковых емкостей пользуется большим спросом в деле изготовления прочной продукции. Альтернативная замена стальных емкостей обусловлена по целому...

Новинки кино. Что смотреть в выходные 3-4 декабря?

Остался всего лишь один месяц до нового 2012 года, но кинопрокатчики пока не спешат выпускать на экраны рождественские и новогодние премьеры, делая запас на длинные зимние каникулы. На этой неделе рос...

Как можно избежать ремонта ноутбука - рекомендации

В наши дни, придя в магазин электронной техники, можно заметить, что они предоставляют нам огромный ассортимент ноутбуков. Каждый из товаров потрясает собственными возможностями, и у покупателя возник...

Две стороны медали

Вот так бывает. Одни снимают гаджеты с продажи из-за невостребованности, другие наоборот задерживают выход устройства из-за излишнего спроса и банальной нехватки аппаратов. Так Toshiba приостановил...

Выучить английский язык без курсов - это возможно!

Хотели бы вы изучить иностранный язык? Остановили свой выбор на английском, поскольку знаете его со школы, но хотите расширить скудные умения, привитые средним образованием? Превосходное решение - обу...

Что мешает похудеть? Пять популярных отговорок от

Здоровый образ жизни и правильное питание начинаются с изменения привычного поведения. Даже, наверное, ещё раньше — с принятия решения о таком шаге. Должна сказать, что изменение привычек&...

Тепловая карта сайта и оптимальное расположение ре

Контекстная реклама на сайтах и тепловая карта сайта очень тесно переплетаются друг с другом. Что такое тепловая карта сайта? Простыми словами это наиболее просматриваемые пользователями мес...

Как сберечь свою красоту и привлекательность?

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр. ) За последние сто лет жизнь женщины изменилась кардиналь...

Электрические витамины теперь реальность

По закону гравитации позвоночник человека испытывает постоянную компрессию, которая ведет к развитию остеохондроза. Ученые из Редокс предлагают метод противодействия НЬЮТОНУ и способ защиты людей от о...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и увлекательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.