Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.

Будучи нейропсихологом – дефектологом и ежедневно работая с детьми с теми или иными отклонениями, я невольно стал следить за методиками преподавания английского языка. Будучи так же выпускником лингвистического университета и преподавая иностранные языки в различных учебных заведениях, я не особо обращал внимания на вещи, которые в принципе можно назвать «околоязыковыми». И только после детального и профессионального проникновения в такие научные дисциплины как нейрофизиология, нейропсихология, дефектология и пульмонология я стал большее внимание обращать на то, чему я учу, как я учу и каких результатов возможно добиться.

Если раньше вопрос обучения английского языка сводился к тому, чтобы как можно интереснее и понятнее передать информацию обучающемуся с разного рода играми, разговорами и подобным, то в последние 3—4 года ситуация для меня коренным образом изменилась. Я бы даже сказал, что она продолжает меняться, по мере моего прогресса в нейропсихологии, возможностей, функционирования человеческого мозга, всех его анализаторов.

Самое главное решение, которые пришло ко мне за время моей практики – это не разумность заниматься либо только индивидуально, либо только в группах. Физиологическая потребность человека это совмещать два этих вида занятий, тем более в английском языке. Поясню свое мнение.

На первом этапе, когда человек только приступает к занятиям иностранному языку, самый существенный барьер для него психологический, и от того насколько безболезненно он его пройдет и будет зависеть эффективность его дальнейшего обучения языкам, в частности английскому. Степень психологического страха перед изучения иностранного языка у всех индивидуальный. Он может усугубляться разного рода неврологическими дефектами (самый частый из них — заикание) и психологическими комплексами. Не редки случаи, когда человек, будучи стеснительным и скромным, имеющий проблемы в общении с людьми, адаптации к коллективу, приходил на курсы и после некоторого времени еще больше занижал свою самооценку, сравнивая себя «неудачника» с задней парты, боящегося переспросить непонятную информацию с лидерами группы, и в результате полностью отстающего от основной группы, которая благодаря «звездочкам» уверенно идет вперед, не обращая внимания на отстающих, которые сами (!) в свою очередь не хотят себя проявлять. И именно в этих моментах преподаватель перестает быть просто преподавателем и должен стать хорошим психологом и объяснить отстающим студентам, что не стоит себя сравнивать с другими, стоит сравнивать себя с самим собой, но вчера, и радоваться всем достигнутым результатам.

Зачастую этого не происходит, потому что в силу сложности работы с группой, гораздо проще ориентироваться на сильных студентов (это практически в 90%), которые и схватывают все сразу и отвечают всегда правильно, а средние и отстающие студенты как правило, остаются в тени, либо участвуют в занятиях в гораздо меньшей степени, чем «звездочки».

Ориентироваться надо, конечно же, на самое слабое звено группы и работать строит вокруг них. Во-первых: это более детальное объяснение материала с разных сторон («если не понял так, давай попробуем посмотреть на это с другой стороны»). Это дает уверенность в том, что потраченное время на более слабых учеников, многократно усилит понимание более сильных студентов, которые поняли немного раньше, но получили объяснение того же самого вопроса еще и с другого ракурса и более простым языком, именно так как нужно для понимания самому слабому студенту, или группе отстающих обучающихся.

К сожалению, ориентиры на слабого студента группы, встречаются достаточно редко, так как требует от преподавателя огромного количества терпения, вариативности мышления и поиск того самого, что позволит ученику понять мысль преподавателя. Именно поэтому, разумно и целесообразно оценивать преподавателя не по результатам с сильными студентами, а по результатам работы со слабыми учениками, к которым и нужен, в первую очередь, особый психологический и если хотите «дипломатический» подход.

С одной стороны фраза «психологический подход» звучит достаточно стандартно. Мы все в бытность студентами проходили в институтах такой предмет как «психология» и его вариаций. Вроде бы все максимально понятно, но на практике мало кто собственно психологию использует. Почему? Просто потому, что не стоит цель подготовить человека к изучению нового, не родного для него языка. Цель стоит посредством разных коммуникативных методов, игр и других вещей (в которых многие участвуют просто потому, что так надо, «деньги то заплачены») передать информацию от человека к человеку, не обособляя его индивидуальные возможности, знания, умения и навыки, не учитывая его психологических слабых сторон.

Деление на сильных и слабых студентов, первая и самая страшная ошибка для преподавателей. Дело не количестве переданной информации на английском языке в единицу времени, дело в качестве ее запоминания и использования. Возможно, многие это понимают, но зачастую стесненные временными рамками и, будучи заложниками «отличной» программы, которую в эти временные рамки надо, во что бы то ни стало, уложить, оставляют за бортом тем самых середнячков и отстающих, которым на то, чтобы понять и осмыслить материал надо чуть больше времени в силу физиологических и психологических особенностей. И как результат, с течением времени, разрыв между теми, кто в авангарде и теми, кто в хвосте образуется существенный.

И тут я еще раз подчеркну свою мысль, работая в группе, надо настраивать каждого обучающегося таким образом, чтобы он не сравнивал себя с другими в данной группе, что чревато усилением комплексов и понижением собственной самооценки, а сравнивал себя с самим собой до начала занятий, сравнивал себя с самим собой «вчера». Так и только так обучающийся сможет реально оценить свой личный прогресс в обучении английскому языку, как впрочем, и в других дисциплинах.

Основные тезисы, на которые хотелось бы обратить внимание:

1. 1. Ориентация на самого слабого ученика и построение разносторонних объяснений, для его понимая темы, ведет к пониманию материала всей группой, и уравнивание шансов на успех каждого его участника. «Сильный студент закрепляет – слабый студент понимает». И тот и другой на одинаковом уровне.




2. 2. Психологический настрой каждого участника на собственные результаты без сравнения с кем-то из группы элиминирует возможность помех или усиления комплексов у студентов с более медленной скоростью восприятия материала.




3. 3. Разделение на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых» неминуемо приведет к тому, что студенты которые попали в эти низкие группы просто закроются, потому что, с психологической точки зрения, они более чувствительны к таким проявлениям разделения, и обязательно это заметят.




М
Мерзляков Денис Владимирович
преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук
нейропсихолог, дефектолог


Авторская страничка: 220z.ru
00:45 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Где пили и чем закусывали в античном мире?

Где пили и чем закусывали в анти...

Человек во все времена любил выпить и закусить в хорошей компании. И неплохо бы еще вдали от сварливой жены. А что делать было людям древности, чей дом зачастую состоял всего из одной комнатки? К...
Оргазм. Быть или не быть?

Оргазм. Быть или не быть?

Что делать, если у вас нет оргазма? Если только недавно вступили в половую жизнь - не стоит заламывая руки, резать себе вены или выбрасываться из окна. Первый блин, он как известно, всегд...
Как повесить  модульную картину

Как повесить модульную картину

Модульные картины - это недорогой и интересный вариант для декорирования стен. После того, как Вы приобрели картину, её необходимо грамотно разместить на стене. И так как цельное изображение составл...
Как правильно критиковать человека

Как правильно критиковать челове...

Ранее мы уже касались проблемы, как нужно реагировать на критику, дав ряд советов на общий случай. Не менее важно правильно подойти к такому непростому делу, как умению самому конструктивно строить кр...
Уроки послушания 3. Настоящая сука

Уроки послушания 3. Настоящая су...

Она достаточно легко согласилась стать любовницей женатого мужчины. Их встречи были настолько яркими, что жаловаться на судьбу казалось ей странным. К тому же, она не была уверена, что если бы предста...
Музыка романтизма: какой она была? Фантастическая музыка «Мастера и Маргариты»

Музыка романтизма: какой она был...

Слышали ли вы когда-нибудь музыку, написанную литературными героями? И не какими-нибудь, а героями знаменитого и многими любимого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На как...
Семья, дом, детиДом и квартираЖивотные и растенияЗдоровье и МедицинаТехника и оборудованиеНаука и образованиеБизнес и ФинансыКомпьютеры и ИнтернетКультура и искусствоЕда и кулинарияИнтимная жизнь
Познавательное:

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и увлекательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.