Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.

Будучи нейропсихологом – дефектологом и ежедневно работая с детьми с теми или иными отклонениями, я невольно стал следить за методиками преподавания английского языка. Будучи так же выпускником лингвистического университета и преподавая иностранные языки в различных учебных заведениях, я не особо обращал внимания на вещи, которые в принципе можно назвать «околоязыковыми». И только после детального и профессионального проникновения в такие научные дисциплины как нейрофизиология, нейропсихология, дефектология и пульмонология я стал большее внимание обращать на то, чему я учу, как я учу и каких результатов возможно добиться.

Если раньше вопрос обучения английского языка сводился к тому, чтобы как можно интереснее и понятнее передать информацию обучающемуся с разного рода играми, разговорами и подобным, то в последние 3—4 года ситуация для меня коренным образом изменилась. Я бы даже сказал, что она продолжает меняться, по мере моего прогресса в нейропсихологии, возможностей, функционирования человеческого мозга, всех его анализаторов.

Самое главное решение, которые пришло ко мне за время моей практики – это не разумность заниматься либо только индивидуально, либо только в группах. Физиологическая потребность человека это совмещать два этих вида занятий, тем более в английском языке. Поясню свое мнение.

На первом этапе, когда человек только приступает к занятиям иностранному языку, самый существенный барьер для него психологический, и от того насколько безболезненно он его пройдет и будет зависеть эффективность его дальнейшего обучения языкам, в частности английскому. Степень психологического страха перед изучения иностранного языка у всех индивидуальный. Он может усугубляться разного рода неврологическими дефектами (самый частый из них — заикание) и психологическими комплексами. Не редки случаи, когда человек, будучи стеснительным и скромным, имеющий проблемы в общении с людьми, адаптации к коллективу, приходил на курсы и после некоторого времени еще больше занижал свою самооценку, сравнивая себя «неудачника» с задней парты, боящегося переспросить непонятную информацию с лидерами группы, и в результате полностью отстающего от основной группы, которая благодаря «звездочкам» уверенно идет вперед, не обращая внимания на отстающих, которые сами (!) в свою очередь не хотят себя проявлять. И именно в этих моментах преподаватель перестает быть просто преподавателем и должен стать хорошим психологом и объяснить отстающим студентам, что не стоит себя сравнивать с другими, стоит сравнивать себя с самим собой, но вчера, и радоваться всем достигнутым результатам.

Зачастую этого не происходит, потому что в силу сложности работы с группой, гораздо проще ориентироваться на сильных студентов (это практически в 90%), которые и схватывают все сразу и отвечают всегда правильно, а средние и отстающие студенты как правило, остаются в тени, либо участвуют в занятиях в гораздо меньшей степени, чем «звездочки».

Ориентироваться надо, конечно же, на самое слабое звено группы и работать строит вокруг них. Во-первых: это более детальное объяснение материала с разных сторон («если не понял так, давай попробуем посмотреть на это с другой стороны»). Это дает уверенность в том, что потраченное время на более слабых учеников, многократно усилит понимание более сильных студентов, которые поняли немного раньше, но получили объяснение того же самого вопроса еще и с другого ракурса и более простым языком, именно так как нужно для понимания самому слабому студенту, или группе отстающих обучающихся.

К сожалению, ориентиры на слабого студента группы, встречаются достаточно редко, так как требует от преподавателя огромного количества терпения, вариативности мышления и поиск того самого, что позволит ученику понять мысль преподавателя. Именно поэтому, разумно и целесообразно оценивать преподавателя не по результатам с сильными студентами, а по результатам работы со слабыми учениками, к которым и нужен, в первую очередь, особый психологический и если хотите «дипломатический» подход.

С одной стороны фраза «психологический подход» звучит достаточно стандартно. Мы все в бытность студентами проходили в институтах такой предмет как «психология» и его вариаций. Вроде бы все максимально понятно, но на практике мало кто собственно психологию использует. Почему? Просто потому, что не стоит цель подготовить человека к изучению нового, не родного для него языка. Цель стоит посредством разных коммуникативных методов, игр и других вещей (в которых многие участвуют просто потому, что так надо, «деньги то заплачены») передать информацию от человека к человеку, не обособляя его индивидуальные возможности, знания, умения и навыки, не учитывая его психологических слабых сторон.

Деление на сильных и слабых студентов, первая и самая страшная ошибка для преподавателей. Дело не количестве переданной информации на английском языке в единицу времени, дело в качестве ее запоминания и использования. Возможно, многие это понимают, но зачастую стесненные временными рамками и, будучи заложниками «отличной» программы, которую в эти временные рамки надо, во что бы то ни стало, уложить, оставляют за бортом тем самых середнячков и отстающих, которым на то, чтобы понять и осмыслить материал надо чуть больше времени в силу физиологических и психологических особенностей. И как результат, с течением времени, разрыв между теми, кто в авангарде и теми, кто в хвосте образуется существенный.

И тут я еще раз подчеркну свою мысль, работая в группе, надо настраивать каждого обучающегося таким образом, чтобы он не сравнивал себя с другими в данной группе, что чревато усилением комплексов и понижением собственной самооценки, а сравнивал себя с самим собой до начала занятий, сравнивал себя с самим собой «вчера». Так и только так обучающийся сможет реально оценить свой личный прогресс в обучении английскому языку, как впрочем, и в других дисциплинах.

Основные тезисы, на которые хотелось бы обратить внимание:

1. 1. Ориентация на самого слабого ученика и построение разносторонних объяснений, для его понимая темы, ведет к пониманию материала всей группой, и уравнивание шансов на успех каждого его участника. «Сильный студент закрепляет – слабый студент понимает». И тот и другой на одинаковом уровне.




2. 2. Психологический настрой каждого участника на собственные результаты без сравнения с кем-то из группы элиминирует возможность помех или усиления комплексов у студентов с более медленной скоростью восприятия материала.




3. 3. Разделение на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых» неминуемо приведет к тому, что студенты которые попали в эти низкие группы просто закроются, потому что, с психологической точки зрения, они более чувствительны к таким проявлениям разделения, и обязательно это заметят.




М
Мерзляков Денис Владимирович
преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук
нейропсихолог, дефектолог


Авторская страничка: 220z.ru
00:45 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Торт "Малыш" (для детей), Суп "Риболита"., Классика жанра : картошка с селедкой или СЕЛЬДЬ С КАРТОФЕЛЬНЫМ СОУСОМ

Вкусные рецепты: Торт "Малыш" (для детей),...

Торт "Малыш" (для детей)Тесто:Белки отделить от желтков.Взбить белки в пышную пену, добавить тонкой струйкой сахар, а затем желтки.Засыпать муку с ванилином.Массу выложить в хорошо смазанную форму и в...
Как растить удачливого ребенка?

Как растить удачливого ребенка?

Родители хотят видеть своего ребенка везучим, удачливым человеком. Многие считают, что счастье предначертано судьбой, но так ли это?Достаточно изучить биографии великих людей: ученых, политиков, деяте...
Занятия для детей до 2-х лет

Занятия для детей до 2-х лет

Активность важна для наших малышей для развития, как психического, так и физического. Хорошо спланированные мероприятия благотворно влияют на развитие ребенка. В возрасте 2-х лет, изучение основ чтени...
Крупные покупки для новорождённого. Как выбрать?

Крупные покупки для новорождённого. Как выбрать?

Без некоторых вещей не обойтись, если вам предстоит стать родителями. И как бы вы ни относились к покупкам (заранее или только после родов), необходимо к ним подготовиться. Можно, конечно, довери...
Ресурсы совладания с кризисными ситуациями

Ресурсы совладания с кризисными ситуациями

Ресурсами совладания называется все помогает индивиду справиться со сложившейся стрессовой ситуацией. По большому счету все ресурсы можно поделить на несколько групп:Личностные ресурсыВсе особенности ...
Откуда акцент у Деда Мороза?

Откуда акцент у Деда Мороза?

К Новому году преображаются улицы и площади наших городов. В оформлении плакатов и витрин присутствует новогодняя символика: снеговики, ёлки, снежинки, игрушки и, конечно, Дед Мороз, как главный празд...
Популярное

Оптимизация ваших сайтов!

Уже не для кого не секрет, что Интернет необходим современному человеку. Для кого-то он является ист...

Лазерная коррекция зрения

Лазерная коррекция как метод восстановления зрения появился относительно недавно. Эффективна только ...

Игровые приставки Sony Playstation 3 – стоит ли иг

Хотим представить вашему вниманию игровые приставки Sony Playstation 3 совершенно новой модернизации...

Как приготовить ванильное мороженое дома?

Начинаем приготовление нашего ароматного сладкого лакомства с аккуратной и трепетной разделки ваниль...

Выбор игрушки для ребенка

Если вы действительно хотите сделать приятный и полезный подарок ребенку, то подойдите к этому ответ...

Жив ли сумчатый волк?

Названия «сумчатый волк», «сумчатый тигр», «зебровый волк», &laq...

Регистрация и пользование системой WebMoney

Система электронных платежей WebMoney является одной из самых популярных систем на просторах бывшего...

Антижучки - защита от скрытого съема информации

Средства борьбы со шпионской техникой доступны всем желающим. Такие приборы делятся на две группы: с...

Вкусные рецепты: Паучки, куриные оладушки, Заварно

ПаучкиКартофель почистить, натереть на корейской терке, посолить, поперчить и хорошо отжать от лишне...

Рыба и сливки - сочетаемо?

Да, если это нежный сливочный суп с форелью! Несмотря на мое кулинарное удивление, когда я впервые у...



Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный перечень познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и увлекательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.